Пятница, 03.05.2024
МДОУ "Сланцевский детский сад № 11"
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Влияние музыкального творчества
 на психо - эмоциональное состояние ребенка.
Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка. Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.
В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Согласно воззрениям древних, ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками Кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. По преданиям, суровый царь Лакедемонян одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина. Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухих. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной. Слушание музыки, исполняемой на митре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку, как противоядие от укусов ядовитых змей. Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головных болей лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства. В середине века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. Согласно А.Кирхеру, немецкому ученому-музыканту, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка, оказывает оздоровительное воздействие. Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии. Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения.  Педагогам и родителям необходимо всеми возможными средствами решать эти проблемы.
 Одним из таких средств и является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.




Удивительная история о силе музыки.

Мелодия, услышанная до рождения.


Педагогические теории не всегда кажутся очевидными. Особенно, если говорить о теориях, связвнных с музыкальным воспитанием. Это происходит потому,что благотворное влияние правильного музыкального воспитания не так заметно, как влияние воспитания физического или, скажем, трудового. Не так заметно и трудно измеримо. Например, практически невозможно доказать что ребенок полюбивший классическую музыку.ю становится добрее, обладает более тонкой духовной организацией, способен в большей степени, чем ребенок, музыкального воспитания лишенный, к сочувствию, милосердию, состраданию, к тому чтобы почувствовать боль другого человека.
Примерно также обстоит дело с мнением ученых о том, что дети, которые слушали классическую музыку еще до рождения, находясь в животе матери, лучше развиваются физически, более продвинуты интеллектуально, легче обучаемы. Последнюю теорию в какой-то мере подтверждает почти невероятная история виолончелистки Ирины Кулешовой (фамилия и имя по ее просьбе изменена.) Она училась в институте имени Гнесиных на двух факультетах - струнном и композиторском. Подавала большие надежды, могла стать солисткой, но не получилось. После окончания института и до сих пор работает педагогом музыкальной школы. В молодости пыталась сочинять музыку, но кроме нескольких небольших пьес для виолончели, опубликовать ей ничего не удалось. Потом пошли семья, дети, и мечта юности стать композитором и так и осталась мечтой.
Своего старшего сына, Вову, Ирина начала учить музыке с пяти лет. Однажды, когда Вове исполнилось 10 лет, Ирина услышала, как он наигрывает мелодию, которая ей что-то напоминает. Что-то давно забытое из прошлого.
 -Что это за мелодия? - спросила она сына. - Где ты ее слышал?
- Я не знаю.
- Как это не знаешь? Такого не может быть!
- Ну честное слово, не знаю. Почему-то она пришла в голову.
Ирина мучительно вспоминала, откуда она сама знает мелодию. А, наконец, вспомнила. Это было главной темой концерта для виолончели, которую Ирина писала как дипломную работу при окончании композиторского факультета. Вспоминала и другое. В то время она была на шестом месяце беременности и часто играла эту эту тему дома. Позже она эту мелодию забыла, ноты затерялись. Вывод напрашивался один: Вова мог услышать мелодию, только находясь еще в животе. В начале 80-х доктор медицинских наук М. Г. Лазарев утверждал, что ребенок еще в дородовой период положительно реагирует на классическую музыку. Метод Лазарева прост и доступен любой маме. Достаточно несколько раз в день на 5-7 минут приложить к животу наушники, через которые самый юный слушатель получит удовольствие от тихой, мелодичной, лучше классической музыки.

( Из материалов журнала "Музыкальная палитра")




Дорогие мамы и папы!


       Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку  и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.
     В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Постарайтесь:
•    создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
•    приобрести музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) или изготовить их самостоятельно;
•    поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
•    если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще, аккомпанируйте своему малышу, когда он поет или танцует;
•    ищите музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе;
•    посещайте со своим ребенком музыкальные концерты, театры.



Самостоятельная музыкальная деятельность.

      Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из самых сложных форм музыкальной деятельности, так как она возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремление выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.
     Сложность возникновения активной самостоятельной музыкальной деятельности и в том, что, в отличие от доступности рисования, пересказа, художественного моделирования, которые к тому же оснащены соответствующими средствами, музыкальная деятельность детей предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.
     Особое место принадлежит созданию условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье.
     Природа наградила человека щедро; она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир; позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.
     Все мы от природы музыкальны. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.  Подружите с ней малыша! Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или станцевать, или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдет в качество, только для этого потребуется время и терпение. Ни в коем случае не приклеивайте к вашему ребенку ярлык «не музыкален» (это проще всего) – постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту     музыкальность у него развивать.
     Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.


 



 




Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz